Комментарий Валерии Яковлевой

29 марта 2023

О портретах Славы Ковалевича

 

Очевидно, что в фотографиях Славы Ковалевича присутствует авторская оптика, авторский взгляд. Но парадокс, по моему личному мнению, заключается в том, что эти фотографии — на первый взгляд по ним этого не скажешь — глубоко традиционны. Объясню, в каком смысле. Попадая в Славин объектив, зная в какой-то мере, как он говорит про свой творческий метод (интервью  журналу "После 12"), я бы сказала, что в этих фотографиях, в методике их создания есть психологизм, исторически свойственный в отдельные периоды развития искусства и русскому театру, и значительной части русских немых фильмов, например. Так в чем парадокс? В том, что традиционное — именно в механике создания — произведение не выдаёт в себе на конечном этапе (когда фотография встаёт перед глазами зрителя) традиции. Ее можно обнаружить, раздумывая над тем, как это сделано, но визуальный образ традиционным сложно назвать — иначе почему мы не видим, чтобы такие фотографии создавались бы и тиражировались многими современными авторами (фотографами, фотохудожниками)? Это подход не ставший мейнстримом. Оставаясь традиционной по механике создания, фотография Ковалевича предлагает и не вполне традиционное понимание портрета. Портрет — не только голова, портрет — не обязательно фас и профиль и какие-то их вариации, портрет может быть и затылок, и рука, и нога, и ключица, и шея... но не только фрагменты, но и более абстрактные категории — и силуэт, и тень... но не только сам человек — даже комната, в которой живёт или жил герой ("Виктор Iванiв. Комната").   Герой в объективе Ковалевича вырастает как Алиса — его портретами может стать буквально все, что переживается фотографом как часть портретируемого.                                                              

март 2023

Валерия Яковлева

Поэт, художник, издатель, краевед (Гостиная «Литвиновъ»)